Между молотом и наковальней АТО: порядок пересечения линии столкновения
Нет нужды напоминать читателям, что в Украине начиная с прошлого года появились внутренние границы, которые временно являются и внешними. Одна из них проходит между материковой Украиной и Крымом, вторая — между Украиной и территориями, временно оккупированными незаконными вооруженными формированиями (НВФ). Вторая граница характеризуется потенциальной мобильностью (может изменяться в зависимости от характера проведения антитеррористической операции). Впрочем, как и в случае с Крымом, между оккупированной территорией на Донбассе и Украиной существуют не только приватные, но и экономические контакты. Через границу, называемую линией столкновения, перемещаются граждане и грузы. Поскольку обстановка очень сложная, потребовался особый порядок пересечения линии столкновения. К сожалению, в наших реалиях ничего не бывает гладко и по закону, и процедура пересечения «границы» между Украиной и отдельными регионами Донбасса тоже обросла неформальными требованиями, которые в том числе выполняются небесплатно. Это если выражаться корректно. Однако предметом рассмотрения нашей статьи является не неформальная сторона вопроса, а исключительно законодательный порядок. Ну, а читатели, которым доведется столкнуться с необходимостью физического перемещения или провоза имущества в том или ином направлении, уже сделают свой выбор, каким путем пойти. В данном материале рассмотрим общие правила пересечения линии столкновения и требования для физических лиц. Вопросам перемещения товаров (грузов) будет уделено особое внимание в ближайших номерах.
Линия, которой нет на карте
Для начала немного теории. Во всех документах, которые определяют порядок перемещения между территориями, подконтрольными украинской власти, и временно неконтролируемыми, фигурирует новое для нас понятие «линия столкновения». Опре-деления этому термину не дается. Дело в том, что сам по себе данный термин — «детище» так называемых Минских соглашений. Первым из трех документов, входящих в пакет Минских соглашений, является Минский протокол от 05.09.2014 г.(1) В этом документе не говорится о линии столкновения, но предлагается принять Закон, по которому ряд территорий Донбасса получит особый порядок само¬управления (такой закон принят, об этом — далее).
Линия столкновения появляется в следующем документе из указанного пакета — Минском меморандуме от 20.09.2014 г., где фиксируется территориальный статус кво сторон конфликта по состоянию на 19.09.2014 г. В этом Меморандуме речь идет о создании так называемой буферной зоны шириной в 30 км — по 15 км в каждую сторону от линии столкновения, откуда должно быть отведено тяжелое вооружение. На самой линии столкновения запрещено применение любых видов оружия и проведение наступательных действий. Однако, как известно, Минские мирные соглашения 2014 г. были сорваны, поэтому довелось еще раз собираться и подписывать еще один «Комплекс мероприятий по выполнению Минских соглашений» от 12.02.2015 г. После этой даты законодательная власть постепенно стала «наращивать» на скелет Минских договоренностей мышцы нормативного обеспечения для внутреннего пользования. В первую очередь речь идет об упомянутом законе об особом порядке самоуправления(2), согласно ст.1 которого Верховная Рада Украины должна определить своим решением перечень населенных пунктов, в которых осуществляется особый порядок самоуправления. Таким решением является Постановление № 252(3). В то же время при сравнительном анализе этого нормативного акта и приснопамятного Перечня № 1085-р(4), устанавливающего список населенных пунктов, не контролируемых украинской властью, обнаруживается, что между этими документами нет согласованности в определении территории, за которой украинский контроль заканчивается. Но поскольку 05.05.2015 г. Перечень № 1085-р был дополнен перечнем населенных пунктов Донецкой области, находящихся на линии столкновения, ориентироваться придется именно на него.
Так к чему это все сказано? А к тому, что читатель должен хотя бы теоретически представлять, в районе какого населенного пункта на Донбассе ему придется столкнуться с особым порядком передвижения по той или иной территории. И на помощь в этом вопросе приходит базовый документ, который, собственно, мы и проанализируем в данной статье. Это Порядок пересечения линии столкновения(5). В этом документе линия столкновения фактически проходит вдоль населенных пунктов, которые отнесены к неконтролируемым украинской властью. Иными словами, фактически линию столкновения определяет не нормативный акт, изданный во исполнение пакета Минских договоренностей (Закон или Постановление ВРУ), а распоряжение КМУ (утвердившее Перечень № 1085-р), формально к Минским договоренностям отношения не имеющее. А теперь подробнее рассмотрим непосредственно Порядок пересечения линии столкновения, вступивший в силу с 22.01.2015 г. (с даты принятия).
Не уверен в чистоте помыслов — не пересекай!
Начнем с печального. Порядок пересечения линии столкновения, не успев появиться на свет, уже подвергся судебному преследованию. Несколько физических лиц подали в суд иск к АТЦ при СБУ с требованием признать интересующий нас документ незаконным и не соответствующим правовым актам высшей юридической силы (дело № 826/1858/15 от 06.04.2015 г.). Жители города Макеевка (находящегося, как известно, на неподконтрольной Украине территории) сочли издание данного Порядка нарушением их прав, интересов и законодательства о свободе передвижения и выбора места проживания в Украине. Звучит вроде как забавно, но тем не менее Окружной административный суд г.Киева принял иск к рассмотрению. Это могло касаться всех, у кого имущество находится в неконтролируемой зоне и возникают проблемы с получением пропусков. Суд не счел аргументы истцов убедительными, поскольку речь идет о борьбе с терроризмом. Поэтому в удовлетворении административного иска было отказано, а Порядок оставлен в законной силе. Именно на него и будем ориентироваться...
Полный текст смотри в интернете: http://m.lardi-trans.com/u/ms-servic/news/7185 а также в отделе периодики Областной библиотеки по адресу: Днепропетровск, пр. К. Маркса, 18