Собираясь в магазин знать это должен гражданин
О чем нужно знать покупателю, заходя в супермаркет, узнавала "КП" в Украине".
- Обязательно оставлять вещи в камере хранения перед входом в супермаркет?
- Никто не может заставить посетителя оставить вещи в камере хранения, даже если это указано в правилах магазина. Если же все-таки охрана магазина настаивает на этом, то в таком случае попросите у них такое распоряжение. Если оно действительно есть, сфотографируйте его, чтобы в дальнейшем можно было написать жалобу в управление по защите прав потребителей, - объясняют юристы, – а его копию приложить к своей жалобе.
- Что делать, если из камеры хранения украли вещи?
- Если вы видите надпись на ячейках "администрация магазина за сохранность вещей не несет ответственности", это полная дезинформация. В данном случае необходимо руководствоваться ст. 936 ГК Украины, согласно которой хранитель обязуется хранить вещь, переданную ему, и возвратить ее в сохранности. А супермаркет непосредственно и выступает в роли этого хранителя.
Если же вы обнаружили, что из вашей камеры хранения пропали вещи, требуйте от администрации магазина материального возмещения. Также вызывайте полицию и по факту кражи пишите заявление. Полиция может получить информацию с камер наблюдения и таким образом можно будет доказать, что из вашей ячейки действительно украли вещи.
- Что делать, если вы забыли забрать свои вещи из камеры хранения, вернулись на следующий день, а там - пусто?
- Оставляя вещи в камере хранения в супермаркете, юридически посетитель заключает с магазином договор хранения. А поскольку срок действия договора не оговаривается, считается, что он заключается на неопределенный срок.
Поэтому если человек забыл забрать свои вещи, а на следующий день их там не оказалось, он имеет право на компенсацию. А доказательством того, что покупатель действительно оставлял вещи в камере хранения супермаркета, является ключ с номером ячейки. В данном случае опять же нужно вызвать администратора магазина и полицию. В письменной форме оформить заявление, указав, что украли и на какую сумму. А также требовать, чтобы полицейские пересмотрели видео с камер наблюдения, чтобы охрана магазина их не успела удалить и вы смогли компенсировать свои убытки.
- Имеет ли право охрана магазина требовать показать содержимое вашей сумки, даже если реагируют "рамки"?
- Охранник может вежливо попросить показать содержимое ваших сумок, но не требовать. В противном случае вы имеете полное право от этого отказаться. Ведь осматривать сумки разрешено только полицейским в присутствии двух понятых. Также в том случае, если вы видите, что охрана магазина вам хамит, или вы понимаете, что назревает конфликт, вызывайте полицию.
- Если на территории супермаркета случайно разбил или испортил товар, нужно за него платить?
- Очень сложно доказать вину покупателя, когда полочки, на которых стоит товар, не оснащены специальными бортиками. Покупатель не виноват, если берет в руки стеклянную банку и вдруг на пол падает другая банка. Это уже вина работников магазина - они неправильно расставили товар. Другое дело, если покупатель умышленно своими неправомерными действиями нарушает целостность товара, что в конечном итоге можно расценивать как причиненный вред. Тогда он обязан оплатить ущерб в полном объеме.
- Что делать, если на ценнике была указана одна цена, а на кассе пробили по другой, как правило, более высокой?
- Сфотографируйте ценник с датой и ценой на данный товар. Затем обратитесь к администратору магазина и при наличии чека требуйте, чтобы он вернул вам разницу в деньгах. Согласно закону "О защите прав потребителей" вы на это имеете полное право. Тем более что за 20–30 грн. лишние проблемы магазину не нужны.
- Что делать, если дома открыли упаковку и обнаружили, что товар испорчен?
- Даже в том случае если срок годности товара не истек, он может быть испорченным. Вероятно, это произошло из-за неправильного его хранения. А поэтому смело отправляйтесь назад в магазин, чтобы вернуть недоброкачественный товар. При этом обязательно возьмите с собой чек. Магазин обязан вернуть вам деньги.
Но если в устной форме договориться не удалось, деньги не отдают, действовать нужно более радикально. Во-первых, сделайте запись в Книгу жалоб, она должна быть в каждом магазине, тем более что проверяющие органы обязательно читают "жалобные книги" и будут принимать меры, что абсолютно не на руку администрации магазина. А также отправляйтесь в Госпродпотребслужбу Украины с жалобой, и товар не забудьте прихватить. Специалисты проведут проверку его качества. А уполномоченные органы выедут со специальной проверкой в данный магазин. А какому здравомыслящему руководителю нужны лишние проверки?
В ТЕМУ
Затарившись в магазине, всегда сохраняйте чек. Это главное ваше доказательство в том случае, если товар некачественный или испорченный. Также это подтверждение того, что вы приобретали продукты именно в этом магазине.
Центр потребительских инициатив "ПУЛЬС" тел. (044) 440–96–27;
Госпродпотребслужба Украины тел. (044) 279–12–70;
Главное управление по вопросам защиты прав потребителей (044) 425-77-67;
ВГО "Союз потребителей Украины" тел. (044) 279–45–45.
Полный текст смотри в отделе периодики по адресу: пр. Д. Яворницкого, 18 и на сайте газеты: http://kp.ua/life/555300-ynstruktsyia-chto-nuzhno-znat-o-svoykh-pravakh-otpravliaias-v-supermarket